Арефьев Анатолий Васильевич

Более сорока лет проработал художник в музыкальном театре. Его талантом и воображением  создан удивительный сценический мир. Он населен видениями художника, многочисленными образами героев разных эпох. Они существуют во времени и пространстве поэтического театра Арефьева, в котором главная хозяйка - красота ( вне красоты нет для него духовности ), и с ее помощью художник утверждал высшие нравственные идеалы - Добро, Справедливость, Нежность, Сострадание и Милосердие. Поэтому свою любовь он в первую очередь отдавал героям высокого духа и благородных порывов.

Декорации балетов " Тысяча и одна ночь", " Ромео и Джульетта ", " Раймонда ", " Лебединое озеро ", " Кармен - сюита ", опер " Князь Игорь "," Свадьба Фигаро ", " Фауст ", "Джоконда ", " Паяцы ", созданные Арефьевым, отличались высоким художественным вкусом, чистотой и гармоничностью всех пропорций в решении сценического пространства, а главное - отражали поиски мастера в постижении сути вечных проблем бытия.

Мир театра Арефьева был не безоблачно - красивым, серебристо - голубым и спокойным. Этот мир жил своей напряженной жизнью. В нем постоянно происходила борьба добра со злом, жизни со смертью, жестокости с милосердием. И всякий раз художник находил новый образ для выражения этой борьбы.

В " Ромео и Джульетте " С. Прокофьева хрупкий поэтический мир юных Джульетты и Ромео символизирует прекрасная ветка цветущего дерева, которая вплетается в золотую клетку, образованную анфиладами средневекового дворца Капулетти. И эта золотая клетка исчезнет только в конце спектакля, побежденная силой любви Ромео и Джульетты.

Динамика борьбы со злом ярко выражена и в сценографии " Лебединого озера " П. Чайковского: вместе с гибелью злого волшебника опускаются в полноводное голубое озеро страшные развалины средневекового замка, и к нам приходят мир и красота, утверждающие вечность жизни.

Во всем сказочном многоцветье рисовал мир Раймонды и Шехерезады А. Арефьев в балетах " Тысяча и одна ночь " Ф. Амирова и " Раймонда " А. Глазунова. В певучую плавность восточных арнаментов  и яркое сияние серебряных звезд в сказки Шехерезады резко врываются темные высокие шапки и длинные, страшные в своей одинаковости, одежды палачей, а чистый , безмятежный мир дворца Раймонды разрушается с приходом коварного рыцаря Абдерахмана.Его мир - мир жестокости и насилия А. Арефьев рисовал серым приглушенным светом. И на глазах у зрителей возникала прерывисто дышащая серая мгла кошмарного сна. Художнику удалось сделать зримым сам дух борьбы в балетах, поставленных по мотивам восточных сказок и романтической легенды.

В неиссякаемости творческой фантазии убеждаешься каждый раз, когда встречаешься с любой работой А. В. Арефьева. Образен и метафоричен полифонический мир карнавала жизни, рожденный мудростью художника в " Джоконде " А. Понкьелли. Лаконично и оригинально решение пролога и финала в " Паяцах " Р. Леонкавалло. А как точно в сочетании черного, красного и белого цветов найден художником прием для выявления всей противоречивости и контрастности окружающего мира в " Кармен - сюите " Ж. Бизе - Р. Щедрина !

Более 100 спектаклей оформил художник. Они шли во многих музыкальных театрах бывшего Советского Союза и за рубежом. Он всегда был одержим работой. Его художественные творения отражали мудрость мастера, его понимание истинных ценностей и способности видеть перспективу.

/ " Люди и судьбы " , Татьяна Шпаковская /.


Работы художника