Мы аплодируем его таланту

Число 13 стало и самым радостным для заслуженного художника Украины Николая Анищенко, и роковым: он родился 13 мая, а ушел из жизни 13 ноября. Но каждый раз, приходя в театр имени М.Горького...

 

 

Помню, пришла как-то к нему на интервью: Николай Федорович только-только добавил в свою копилку очередную награду, однако повод для того, что бы написать о нем, был двойной. К награде добавлялся тот факт, что Николай Анищенко продолжает успешно работать на должности главного художника Днепропетровского театра русской драмы им. М.Горького в очень и очень солидном возрасте - в 84 года.

Кто бы мог тогда подумать, что он не в силах будет уйти из став­шего родным театра, а тот - отпу­стить его еще целых десять лет! Да-да, до последнего дыхания (Николая Федоровича не стало 13 ноября) он работал, рисовал - од­ним словом, служил двум богам, которые занимали одинаково важное место в его жизни - Театру и Живописи... Тогда, десять лет назад, Николай Федорович завел меня в святая-святых - его театральную мастерскую, где в пыли и полумраке рождалось Очередное маленькое чудо - декорация к но­вой постановке. Впрочем, не та­кое уж оно и маленькое - декора­ции занимают немало места на сцене, а смысловая и художест­венная нагрузка на них лежит просто огромная! Я смотрела на гору эскизов, затаив дыхание. Прощаясь, в завершение нашей беседы, Николай Федорович предложил: «Хотите, подарю вам один из своих пейзажей? Давайте созвонимся - я принесу, а вы при­дете и выберите!» Я согласилась, вот только вскоре после нашей беседы ушла в отпуск, а вернув­шись, позвонить постеснялась, а Николай Федорович, видимо, забыл о возможном подарке - все-таки ему шел девятый десяток. Жаль...

Он родился 13 мая 1915 года в городе Мелитополе - тогда Екатеринославской, а ныне Запорож­ской области. Будучи старше­классником, Коля участвовал в спектаклях театра рабочей моло­дежи, а учиться после школы по­ехал в Харьков: окончил там худо­жественный техникум, дневное отделение рабфака, а затем и ху­дожественный институт. Причем уже в институте Николай опреде­лился, что хочет быть не обыкно­венным художником, а именно сценографом - в студенческие годы оформил десять спектаклей. И его талант заметили: эскизы оформления спектакля по повес­ти Валентина Катаева «Белеет па­рус одинокий» были отобраны для участия во Всесоюзной выставке в Москве в самом престижном вы­ставочном зале страны - в Третья­ковской галерее, где демонстри­ровались работы подающих на­дежды молодых художников. По­том была война. Николаю Ани­щенко довелось служить развед­чиком - воевал на четырех фрон­тах, и даже принимал участие в прорыве блокады Ленинграда. После Победы, конечно, вернулся в театр - работал в Тернополе и в Закарпатье, десять лет отработал главным художником русской дра­мы в Николаеве. Нет, его талант не пропадал в провинции: по пригла­шению выдающегося актера и ре­жиссера Гната Юры оформлял по­становки в Киевском театре им. И. Франко, а также сотрудничал с Харьковским театром им. Т.Шев­ченко, Днепропетровским украин­ским музыкально-драматическим театром им. Т. Шевченко. И, нако­нец, в 1997 году Николай Анищен­ко был приглашен на должность главного художника Днепропет­ровского театра русской драмы им. М. Горького, которому больше не изменял.

- Свое видение постановки Николай Федорович всегда согла­совывал с режиссером, - расска­зывает заведующая литератур­ной частью театра им. Горького Галина Бабий. - Особенно плодо­творный тандем у него получился с народным артистом Украины Владимиром Саранчуком. Поста­новки, над сценографией к кото­рым работал Николай Федоро­вич, наверняка еще долго будут идти в репертуаре нашего театра - это «Прощай и здравствуй, Гол­ливуд», «Сердце - не камень», «Деревья умирают стоя». И, ко­нечно, замечательная сказка «Двенадцать месяцев»., за оформление которой Николай Анищенко получил премию «Сичеславна» в номинации «сцено­графия». Наш главный художник был очень дотошным в работе: всегда очень внимательно вчиты­вался в текст пьесы, над которой ему предстояло трудиться, тща­тельно разрабатывал эскизы и макеты... Ни одна его постановка не была похожа на другую! К тому же, Николай Федорович был пре­красным пейзажистом: у многих сотрудников театра остались на память подаренные им картины.

Юлианна КОКОШКО.