Чувствительный, эмоциональный, восприимчивый. Такой он - человек искусства. И нет сейчас никакого грима на его лице - только искренняя улыбка и волнение. Таким вы хотели увидеть актёра, зрители? Ведь многие из вас считают, что сцена - притворство? А для кого-то - живая душа. И когда ы её адрес звучат оскорбительные слова это очень ранит.
ОДНАЖДЫ актер Днепропетровского академического театра имени М. Горького Яков Ткаченко даже хотел оставить свою профессию. Хотя сначала ему казалось, что в России она получила другое развитие, вот и уехал в Санкт-Петербург. Приходилось не сладко, бывало, и на вокзале ночевал. Проработал в городе около трех лет. Спустя какое-то время он понял, что значит слово "выживание", главное — как тяжел актерский труд, особенно когда пре-вращается в гонку за лидерством под девизом "Кто сильнее", а не "Кто талантливее". Вернувшись в Днепропетровск, его еще долго терзало сознание того, что даже за должность в любимой профессии приходится бороться.
Сейчас Яков Ткаченко говорит, что многими его поступками тогда руководствовался максимализм. Самокритика — это хорошее качество, но я почувствовала, что именно после поездки в Россию актер начал подругому относиться к своему делу. Был и уход в другую профессиональную деятельность, однако он только помог разобраться в себе. Яков в то время осознал, (насколько дорога ему актерская профессия, что готов бороться с невежеством, если хоть один человек в зрительном зале поймет, как важно ценить жизнь и относиться с добром и любовью к окружающим. Актер вспоминает, что возвращение в театр русской драмы им. М. Горького было долгожданным. После пребывания в чужой стране родные стены театра кажутся особенно светлыми и уютными. Здесь пробуждаются самые теплые воспоминания.
Удивительно, а хотел стать доктором, наследовать профессию родителей. Может быть, так и произошло, если бы не один случай. Еще в школе вслед за своим одноклассником ради интереса пришел в самодеятельный театр "Чародей". Там монтировал сцены, работал осветителем, но ближе всего оказалась актерская работа. Свое будущее с тех пор видел только в ней. Из театрально-художественного колледжа пришел в театр русской драмы имени М. Горького. В нем все казалось сказочным, и это неспроста.
В своем сердце актер хранит историю, которая произошла в сказке. А именно: в спектакле режиссера Вадима Пинского "Загадочная Красная Шапочка" по сценарию 3. Квижинадзе, где Яков играет волка.
Однажды в зале присутствовали дети-инвалиды, и в финале сказки к Якову подвели мальчика, который подарил ему цветок. "Поздравляю", — сказал он. "С чем?" — спросил актер. "Ну, просто, поздравляю!" — ответил ребенок и вручил цветок. Он был волшебным, дарил радость актеру много-много дней и даже пустил корни в прозрачной вазе, стоявшей в гримерке, Якову был подарен от чистого детского сердца и очень ценен для него. Как-то по-особенному воспринимает ребенок этот мир, и, вспоминая о нем, актер стремится беречь красоту и пытается передать ее в своем творчестве.
За каждой новой ролью Якова Ткаченко следует переосмысление и серьезная работа над собой. Он вспоминает и анализирует свое участие в предыдущих спектаклях. Среди них — "Сладкоголосая птица юности" Т. Уильямса (режиссер Вадим Пинский), "Пыль, дым, брызги шампанского..." А. Чехова (реж. Вадим Пинский), "Дворянские выборы" Г. Квитки-Основьяненко (реж. Григорий Богомаз Бабий), "Дети Ванюшина" С. Найденова (реж. Владимир Саранчук), "Странная миссис Сэвидж" Дж. Патрика (реж. Ковалевский), "Эти свободные бабочки" Л. Герша (реж. Александр Голубенко).
Все роли разноплановые, и хотя Яков Ткаченко на сцене не так уж много лет, в нем чувствуется талант, личность. Он умеет справедливо оценивать свой пройденный творческий путь и в каждом новом спектакле развивает свой дар. Например, сегодняшние его работы оцениваются на довольно высоком уровне. Это роль Герострата в спектакле "Забыть Герострата" (реж. Владимир Саранчук) и лорда Уиндермира в "Веере леди Уин-дермир" О. Уайльда (реж. Владимир Петренко).
Актер говорит, что академический театр русской драмы им. М. Горького имеет огромное значение в его судьбе не только потому, что здесь начался расцвет его карьеры. В его стенах он встретил свою любовь. Анастасия работает администратором в театре, который породнил их души. Яков бережно относится к своей жене, желая, чтобы она была счастлива и радостна. Поэтому он стремится создать вокруг себя мир, где бы люди заботились о красоте своей души, а не только о благосостоянии, где бы понимали, как ценно Слово и как разрушительно обращать его в ложь, оскорбления. И именно театр научил его нести Слово правды, невзирая ни на какие жизненные трудности.
Наталья Андрюшенко.